- Документ
О Павловской реформе
В январе 1991 года Валентин Палов был назначен премьер-министром Советского Союза. Так же как Горбачев оказался первым и единственным президентом СССР, Павлов стал первым и единственным премьер-министром Советской страны (до него аналогичная должность называлась – «Председатель Совета Министров»). Он вступал в должность главы правительства в ситуации разрастающегося кризиса. Товарный дефицит, падение производства, увеличение внешнего долга. Все отчетливей звучали голоса, говорящие о необходимости перехода к рыночной модели экономики. Еще в 1990-м году активно обсуждалась знаменитая программа «500 дней», декларировавшая постепенный переход к рынку. Но Горбачев так и не решился на слишком радикальный, как тогда казалось, шаг.
Павлов, бывалый финансист и в прошлом работник Госплана, должен был провести более «умеренные» реформы. Они были реализованы в два этапа. Первый – январская денежная реформа, подразумевавшая обмен 50- и 100-рублевых купюр. Обмен старых банкнот должен был пройти в три дня и с ограничениями на операцию с крупными суммами. Денежная реформа была призвана препятствовать развитию теневого бизнеса и спекуляций и за счет уменьшения денежной массы способствовать наполнения прилавков. Часть денег действительно удалось изъять из обращения – но существенных изменений это не принесло. Зато доверие к действующей власти у населения стало стремительно падать. И дело не только в необходимости стоять в новой очереди – теперь, чтобы обменять свои «кровные». Многие советские граждане, годами накапливавшие деньги в «чулке», потеряли сбережения. Не способствовало росту авторитета Павлова и то, что буквально за две недели до подписания указа об обмене банкнот он публично опровергал «слухи» о предстоящей реформе.
Второй этап Павловских реформ наступил уже в апреле 1991 года. Это было санкционированное повышение в несколько раз цен на товары потребления, коммунальные услуги и прочее. Но реформа цен тоже не принесла ощутимых положительных результатов в главном – наполнении прилавков товарами. Пытаясь сгладить социальные последствия повышения цен, правительство пошло на значительные компенсации. Но удар по доходам населения все-таки был существенным, а товарный дефицит так и не был преодолен.
Но еще до перехода ко второму этапу реформ, в феврале 1991 года Валентин Павлов предстал перед депутатами Верховного Совета СССР и попытался ответить на их вопросы о текущих реформах.
О чем думают депутаты
Дефицит
Вы рассказали об основных принципах реформы цен и социальной защиты населения. Однако есть ли у Вас гарантии, что в результате принятых мер появятся товары и продукты на прилавках, и каким образом это будет происходить?
Мы, народные депутаты, знаем (и Вы это подтвердили), что на местах — в магазинах и на базах — происходит накопление и сокрытие товаров. Как Вы считаете, не является ли это нарушением Закона СССР «Об усилении ответственности за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и за злоупотребления в торговле»? Могу ли я, как народный депутат, потребовать от местных прокуратур привлечь к уголовной ответственности за это руководителей, давших такое указание?
Если можете, ответьте на вопрос: где же зерно, мука, макароны, вермишель? Ведь похожи на издевательство установленные нормы их месячного распределения. И это при хорошем уровне зерна в 1990-м году!
Сможете ли Вы ответить, когда будет стабилизировано снабжение населения страны продовольствием хотя бы первой необходимости, а также почему сегодняшние талоны с мизерными фондами практически не отовариваются? Хотела бы знать Ваше мнение, может ли человек, занятый физическим трудом, прожить на 250 граммов макаронных изделий, 200 граммов масла в месяц? Такого не было даже в годы войны.
Дотации и компенсации
Изменится ли дотация в местные бюджеты на мясо-молочную продукцию? Каков ее размер, а также принцип и механизм распределения?
За счет чего, из каких источников планируется изыскивать денежные средства для компенсации населению в заработной плате при повышении цен? Вы не полностью раскрыли этот вопрос. Хотелось бы получить ответ подробнее. Когда планируется повышение тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным, воздушным, автомобильным транспортом и в каких размерах? Когда планируется полностью укомплектовать Кабинет Министров? Сами Вы участвуете непосредственно в подборе членов Кабинета, и когда они будут представлены на утверждение?
Из каких источников будет производиться компенсация при увеличении цен работникам общественных организаций, профсоюзов?
Еще раз заостряю вопрос о ценах: на дрова и лес для сельских жителей Забайкалья. Вы в своем выступлении сказали, что на дрова и топливо цены не повышаются, но ведь с 1 января 1991 года действуют новые цены. Прошу Вас, объясните с трибуны, чтобы наши люди знали, кто виновен в этом. Прилагаю письма.
Скажите, пожалуйста, как должна вырасти эмиссия денег на реализацию изложенных Вами мер? Эти выплаты приведут к огромному росту денежных выплат, и не усилит ли это инфляцию?
Срастание теневой экономики с аппаратом
Не считаете ли Вы, что необходимо срочно воспрепятствовать такому процессу разгосударствления, при котором госсобственность переходит в руки аппарата и дельцов теневой экономики?
Регулирование цен: договорные и твердые
Какие меры предпримет правительство по регулированию так называемых договорных цен на продовольственные товары, не вошедшие в названный Вами перечень? Для примера: сегодня пачка творога стоит более 2 рублей и при этом говорят «договорная цена». Верховным Советом СССР еще не утверждено данное решение, но цены ежедневно повышаются, а компенсации нет.
При установлении продукции с твердыми прейскурантными ценами используются материалы, закупаемые по договорным ценам. Как будет компенсироваться удорожание?
В случае реформы цен станут ли одинаковыми цены на продовольствие — мясо, молоко, сметану, масло, реализуемые населению в городах госторговлей и в сельских районах потребкооперацией? Сегодня продовольствие в городах реализуется из госфонда по низким ценам, что вызывает разногласия между городским и сельским населением.
Как видно из приведенных выше вопросов, основные проблемы, которые волнуют советский депутатский корпус на тот момент, – нехватка «товаров народного потребления» и необходимость компенсации за предстоящий рост цен.
Последствия Павловской реформы
Павловская реформа стала последней попыткой Союзного руководства вырваться из нарастающего кризиса. Попыткой неудачной. Углубление кризисных явлений в экономике остановить не удалось.
Хотя бы относительному успеху Павловских преобразований препятствовало не только отсутствие целостной последовательной программы. Павлову не удавалось получить у депутатского корпуса достаточного объема полномочий. Его авторитет у населения был крайне низким. Наконец, довольно скоро и президент СССР Михаил Горбачев, кажется, перестал рассчитывать на успех – ставка была сделана на реформы, которые должны были последовать уже после подписания нового Союзного договора.
В итоге Павлов и члены его правительства оказались в политическом вакууме. Но от власти уходить были не намерены. И в августе 1991 года, через несколько месяцев после вступления в должность премьер-министра, Валентин Павлов выступил уже в новой роли – в роли одного из организаторов путча и члена ГКЧП.